Традиционными, основными формами учебной работы являются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. На современном этапе особо выделяется коллективный способ обучения (КСО), предполагающий работу детей в парах сменного состава и поочередное выполнение ими функции «учителя» и «ученика».
КСО можно отнести к числу современных образовательных технологий, применяемых в ходе внедрения развивающего обучения, а это является одним из ключевых направлений реализации требований ФГОС.
Развивающее обучение, в отличии от традиционного, впрямую реализует цели возрастного развития. При этом формирование знаний, умений, навыков является не целью начального образования, а средством достижения целей, связанных с развитием и воспитанием.
Что же является целью развивающего обучения? Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в саморазвитии и способного к нему, превращение ученика в учащегося (т.е. учащего себя) характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. А вот обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от целей традиционной школы – подготовить ребенка к выполнению определенных функций в жизни.